Снова взяла своих любимых Олди. Я часто к ним возвращаюсь. Подкупает выверенный, музыкальный язык, герои, ставшие за годы уже родными, небанальность сюжетных ходов... Долго можно перечислять. Главное - эти книги хочется перечитывать снова. Мир, люди в них - живые.
Вот сейчас дочитала "Я возьму сам". Подробности, как обычно, пересказывать не стану, спойлеры - дело неблагодарное.
О чем? О человеке, для которого очевиден ответ на вопрос, мучивший другого, очень известного персонажа:
"Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
Покончить с ними?"
Нет, "умереть, забыть, и видеть сны, быть может" - не для него. Не для Аль - Мутанабби. То есть уход в смерть приемлем, если нет другого способа победить. Но он любит жизнь, и он хозяин своей судьбы. Ему не нужно от жизни подарков и подачек. Все, что ему нужно, он возьмет сам. И с презрением отбросит то, что ему подсовывают снова и снова, не спрося его желаний. Он спорит с судьбой - и побеждает. Боец, воин и поэт, жизнелюб, ценящий чеканное слово и верных друзей. Жизнь потрепала, но не сломила его. И он взял сам, то что хотел. Он изменил жизнь целого мира, навязывавшего ему трон и поклонение, о котором он не просил.
И еще так зацепило:
"- Слушай, Ожидающий, скажи мне лучше: кого больше - живых или мертвых?! Ну скажи: кого?!
- Ты украл чужой вопрос, Безымянный.- Знаю! А откуда знаю, не знаю! Это спросил Искандер Двурогий у нагих мудрецов из страны Синдху! Смешно - мудрецы - с голой задницей! Чтоб мудрость лучше отсвечивала...
- И что ответили мудрецы Искандеру?
- Живых больше, ответили задницы; мертвых не существует. Представляешь, Ожидающий: мертвых не существует! Совсем! Ты мне веришь?
- Верю."
Мертвых не существует, люди возвращаются снова и снова, за новым поворотом судьбы мы встречаем их, живых, хоть не всегда помнящих себя прежних. В иных мирах, на запутанных тропинках жизни. Мертвых нет - и это дарит силы и желание жить и бороться.